Многие веб-мастера работают над удобством пользования сайтом, текстовым и графическим его наполнением, продвижением в поисковых системах и соц. сетях, забывая о веб-аналитике.
В данном тексте поговорим о настройке Google Tag Manager - инструменте, который поможет настроить аналитику на сайте и облегчить работу с сервисами Yandex Метрика и Гугл Analytics.
Читайте также статью «Как счетчики собирают данные?».
Почему необходима аналитика сайта? Гугл Analytics и Яндекс Метрика для роста вашего бизнеса
Проведя аналитику веб-ресурса, можно найти слабые места сайта, а затем доработать его. Так, можно анализировать:
- источники трафика на сайт,
- точки входа,
- действия пользователей на сайте,
- динамику посещаемости и поведение пользователей: откуда пришел конкретный пользователь, сколько времени провел на сайте, на какие функциональные элементы сайта кликал, переходил ли по ссылкам, проявлял ли интерес к конкретным разделам сайта, на каких страницах задержал свое внимание, а на какой странице закрыл сайт. Для проведения аналитики веб-ресурса удобно использовать инструменты GA, ЯМ и Google Tag Manager в комплексе.
Для чего можно использовать GTM – разберемся дальше в статье.
Что такое Google Tag Manager?
Google Tag Manager – это система управления тегами. Может использоваться на веб-сайте или в мобильном приложении.
Задачи, которые можно решить при помощи GTM
Менеджер тегов можно использовать для решения следующих задач:
- Подтвердить права на сайт.
- Установить коды систем веб-аналитики, коллтрекинга, сервисов управления рекламой.
- Настроить цели на события для мониторинга числа конверсий.
- Отслеживать переходы по всем или конкретным внешним ссылкам.
- Отслеживать взаимодействие с формами обратной связи.
- Внести код микроразметки на сайт.
- Добавить теги ремаркетинга, ретаргетинга.
- Заменить контент на сайте.
- Провести тестирование и отладку сайта или приложения.
Основные понятия GTM
- Тег собирает информацию о посетителях ресурса.
- Триггер – событие, совершенное пользователем, в результате которого активируется или блокируется тег.
- Переменная хранит данные для работы тегов и триггеров.
Как пользоваться переменными GTM
Переменные могут применяться в триггерах и тегах. У переменной есть наименование и значение.
- В триггерах переменные используются для определения, когда следует запускать тег.
- Тег активируется при условии, что значение триггера совпадет с данными, которые содержит переменная, т.е. с ее значением. К примеру, триггер сработает, если значение переменной Click Text будет совпадать с текстом на элементе сайта, на который нажал пользователь.
Триггеры в GTM
Триггер – ключ к запуску конкретного тега.
Событие активации триггера может быть любое: загрузка или просмотр страницы; переход по ссылке; клик по встроенному в структуру элементу, например, кнопке; скролл страницы; заполнение формы обратной связи; инициирование ошибки в JavaScript; заполнение полей формы и ее отправка.
Преимущества использования GTM
- Единоразовая установка кода. Внедрение всех дальнейших изменений осуществляется через рабочее пространство GTM.
- Можно использовать на любых CMS.
- Наличие системы контроля версий. История редактирования содержит полную хронологию операций. При необходимости можно откатить контейнер до предыдущей версии.
- Возможность предоставить доступ для внесения изменений или просмотра контейнера другим аккаунтам.
- Предварительный просмотр содержимого перед публикацией.
- GTM практически не влияет на скорость загрузки страниц. Скрипт GTM выполняется после загрузки HTML и CSS. Таким образом, компания Гугл помогла снизить проблему медленной загрузки страниц для разработчиков, объединив все теги сайта в одном месте.
- Экономия времени программистов на внесении изменений в код. Можно внести изменения в код сайта без помощи разработчика.
- Минимизация ошибок в тегах. Используя GTM можно избежать ошибок при самостоятельном внедрении скриптов на сайт.
- Есть готовые шаблоны для интеграции Аналитики, ЯМ, Гугл Рекламы, пикселей соц. сетей и др.
Дополнительные функции GTM
- В режиме предварительного просмотра можно проверить работоспособность тега перед публикацией контейнера. Здесь можно обнаружить ошибки и узнать последовательность активации тегов. При включении данного режима активируется панель отладки.
- Функция «ждать теги». Запуск тегов произойдет только при условии активации всех условий.
- Функция «Проверить ошибки» - тег не активируется, если пользователь совершит неверное действие.
Установка GTM на сайте
Настроить GTM - не сложно.
Для начала нужно зайти на сайт tagmanager.google.com, пройти регистрацию или авторизацию. Затем необходимо создать контейнер, дать ему название и указать, где он будет использоваться – на сайте или в мобильном приложении. Установить контейнер согласно предложенной инструкции. Опубликовать изменения.
Настройка GTM завершена.
Инструкции установки GA и ЯМ на сайт рассмотрены далее.
Подключение Гугл Аналитики через GTM
Для установки Google Analytics нужно создать новый тег, назвать его, указать триггер для активации и идентификатор отслеживания ресурса. Перед публикацией следует использовать режим предварительного просмотра, чтобы проверить корректность установки Аналитики на сайт. Если настройка выполнена правильно, то информация о созданном теге будет отображаться в появившемся окне. Опубликовать контейнер.
Настройка Yandex Метрики
Алгоритм установки схож с настройкой Гугл Аналитики.
Что нужно сделать: создать новый тег; в разделе «Настройки» в ЯМ скопировать код счетчика и вставить в поле ‘HTML’ в GTM; указать триггер "All pages". Опубликовать контейнер.
В заключение
При помощи диспетчера тегов можно анализировать показатели эффективности и работоспособности веб-ресурса.